лень

Эта страница пока работает в режиме мозгового штурма и ждёт своего автора. Мы будем благодарны, если вы поделитесь своими соображениями через форму внизу страницы.

Авторские дополнения

#три вида:

Автор — Евгений Бузятов

В индо-тибетском буддизме говорится о трёх видах лени.

• Первый – широко известная в наше время прокрастинация. С буддийской точки зрения одна из главных её причин – чувство вялости ума и сонливости, которое также считается препятствием для сосредоточения. Вялость ума – это его неспособность порождать мысли и образы, а чрезмерная вялость превращается в сонливость. Например, если попытаться почитать книгу в положении лёжа, ум становится более вялым, и потом нам может быть трудно встать и перейти к следующему делу. Поэтому буддийские мастера не рекомендуют принимать в течение дня лежачее положение (если только вы не переутомились и вам не нужно вздремнуть или поспать). Сидеть лучше с прямой спиной, не откидываясь назад и не горбясь, такая поза будет способствовать оптимальному функионированию тела и, соответственно, более собранному и бодрому состоянию ума. Кроме того, если ум становится вялым и притупленным, полезно проветрить помещение, умыться прохладной водой, заняться физическими упражнениями, следовать правильному режиму сна.

• Второй тип лени – чрезмерная занятость маловажными делами. Она возникает из-за склонности ума отвлекаться – второго препятствия для сосредоточения. Для монахов отвлечением будет всё, что мешает им учиться и медитировать, то есть любая мирская деятельность. Тибетский мастер Лонгченпа не рекомендовал серьёзными медитирующим не заниматься даже астрологией, медициной, не работать монастырскими казначеями и управляющими, хотя в целом всё это считается благородными делами. Если мы живём обычной мирской жизнью, это означает, что нам важно находить время на духовную практику, не занимая всё свободное время развлечениями, хобби и общением. Даже если мы учимся, работаем на двух работах и заботимся о своей семье, нам будет трудно найти время на медитацию или другие духовные практики, пусть даже нас в этом случае нельзя назвать ленивыми или склонными к пустым развлечениям. У тех, кого не интересует духовная практика, могут возникнуть другие проблемы: из-за стресса и чрезмерной нагрузки трудно почувствовать спокойствие и благополучие, и далеко не факт, что человек будет успевать закончить все свои многочисленные дела. Часто бывает, что очень занятым людям трудно найти время на семью и детей. В нашем языке мы не называем это ленью, но результат чрезмерного количества дел такой же, как и у прокрастинации: мы ничего не успеваем.

• Третий тип лени – неуверенность в себе и уныние, в частности мысль: «Я не могу этого сделать». С буддийской точки зрения в первую очередь речь идёт о том, что мы не верим в свою способность достичь освобождения (нирваны) и пробуждения (бодхи). Чтобы справиться с этим препятствием, в индо-тибетской традиции медитируют на свободы и возможности, которые у нас есть, поскольку мы родились людьми и можем практиковать Дхарму, духовный путь. Также рекомендуется медитировать на так называемую природу будды, под которой понимается наша способность достичь просветления. У каждого из нас уже есть духовные качества, такие как доброжелательность, сострадание, щедрость, этическо-аскетическая целостность, терпение, усердие, сосредоточение и мудрость, просто сейчас они полностью не раскрыты, но с помощью духовной практики их можно развить до максимума, что и соответствует пробуждению, или состоянию будды.

Индийский учитель Шантидева говорит о четырёх факторах, необходимых для развития усердия – прямого противоядия против лени. Это
(1) твёрдая убеждённость в благих качествах духовного пути,
(2) упорство и уверенность в себе, противоположность третьего типа лени,
(3) радость, возникающая от понимания того, что мы не тратим свою жизнь впустую,
(4) отдых, как это ни пародоксально.
Хотя отдых обычно как раз ассоциируется с ленью, по всей видимости, буддийская традиция признаёт, что человек не может постоянно работать на износ. Если время от времени отдыхать, это позволит работать и медитировать с более свежей головой и качество нашей деятельности повысится. Кроме того, это поможет избежать стресса. Тем не менее, с самим отдыхом тоже важно не переусердствовать, иначе он превратится в первый тип лени – прокрастинацию. Для этого нужно знать, в каком количестве отдыха мы нуждаемся. Кроме того, с буддийской точки зрения важно выбирать отдых, который в меньшей степени вредит нашему сознанию, то есть вызывает меньше негативных и беспокойных эмоций. Например, тибетский врач Джигме Гьяцо рекомендует проводить время в кругу семьи и защищать себя от беспокоящих ситуаций и влияний. Мингьюр Ринпоче советует своим ученикам спорт, в частности бег. Нередко буддийские учителя и врачи говорят о пользе йоги, цигуна и тай-цзы. Занятие физическими упражнениями в том числе помогает справиться со стрессом и добиться более оптимального сотояния ума.

Пользовательские дополнения

• Эндрю Смарт, О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию, книга.

Добавьте свою информацию

Если вы хотите добавить что-нибудь на эту страницу, устранить неточность на ней или просто оставить комментарий, заполните форму ниже (можно использовать HTML). Ваше дополнение появится после просмотра модератора страницы.

Публичная часть (что появится на странице)

Непубличная часть (комментарий автору, возможно, ваши контактные данные)