Эта страница пока работает в режиме мозгового штурма и ждёт своего автора. Мы будем благодарны, если вы поделитесь своими соображениями через форму внизу страницы.
В индо-тибетском буддизме говорится о трёх видах лени.
• Первый – широко известная в наше время прокрастинация. С буддийской точки зрения одна из главных её причин – чувство вялости ума и сонливости, которое также считается препятствием для сосредоточения. Вялость ума – это его неспособность порождать мысли и образы, а чрезмерная вялость превращается в сонливость. Например, если попытаться почитать книгу в положении лёжа, ум становится более вялым, и потом нам может быть трудно встать и перейти к следующему делу. Поэтому буддийские мастера не рекомендуют принимать в течение дня лежачее положение (если только вы не переутомились и вам не нужно вздремнуть или поспать). Сидеть лучше с прямой спиной, не откидываясь назад и не горбясь, такая поза будет способствовать оптимальному функионированию тела и, соответственно, более собранному и бодрому состоянию ума. Кроме того, если ум становится вялым и притупленным, полезно проветрить помещение, умыться прохладной водой, заняться физическими упражнениями, следовать правильному режиму сна.
• Второй тип лени – чрезмерная занятость маловажными делами. Она возникает из-за склонности ума отвлекаться – второго препятствия для сосредоточения. Для монахов отвлечением будет всё, что мешает им учиться и медитировать, то есть любая мирская деятельность. Тибетский мастер Лонгченпа не рекомендовал серьёзными медитирующим не заниматься даже астрологией, медициной, не работать монастырскими казначеями и управляющими, хотя в целом всё это считается благородными делами. Если мы живём обычной мирской жизнью, это означает, что нам важно находить время на духовную практику, не занимая всё свободное время развлечениями, хобби и общением. Даже если мы учимся, работаем на двух работах и заботимся о своей семье, нам будет трудно найти время на медитацию или другие духовные практики, пусть даже нас в этом случае нельзя назвать ленивыми или склонными к пустым развлечениям. У тех, кого не интересует духовная практика, могут возникнуть другие проблемы: из-за стресса и чрезмерной нагрузки трудно почувствовать спокойствие и благополучие, и далеко не факт, что человек будет успевать закончить все свои многочисленные дела. Часто бывает, что очень занятым людям трудно найти время на семью и детей. В нашем языке мы не называем это ленью, но результат чрезмерного количества дел такой же, как и у прокрастинации: мы ничего не успеваем.
• Третий тип лени – неуверенность в себе и уныние, в частности мысль: «Я не могу этого сделать». С буддийской точки зрения в первую очередь речь идёт о том, что мы не верим в свою способность достичь освобождения (нирваны) и пробуждения (бодхи). Чтобы справиться с этим препятствием, в индо-тибетской традиции медитируют на свободы и возможности, которые у нас есть, поскольку мы родились людьми и можем практиковать Дхарму, духовный путь. Также рекомендуется медитировать на так называемую природу будды, под которой понимается наша способность достичь просветления. У каждого из нас уже есть духовные качества, такие как доброжелательность, сострадание, щедрость, этическо-аскетическая целостность, терпение, усердие, сосредоточение и мудрость, просто сейчас они полностью не раскрыты, но с помощью духовной практики их можно развить до максимума, что и соответствует пробуждению, или состоянию будды.
Индийский учитель Шантидева говорит о четырёх факторах, необходимых для развития усердия – прямого противоядия против лени. Это
(1) твёрдая убеждённость в благих качествах духовного пути,
(2) упорство и уверенность в себе, противоположность третьего типа лени,
(3) радость, возникающая от понимания того, что мы не тратим свою жизнь впустую,
(4) отдых, как это ни пародоксально.
Хотя отдых обычно как раз ассоциируется с ленью, по всей видимости, буддийская традиция признаёт, что человек не может постоянно работать на износ. Если время от времени отдыхать, это позволит работать и медитировать с более свежей головой и качество нашей деятельности повысится. Кроме того, это поможет избежать стресса. Тем не менее, с самим отдыхом тоже важно не переусердствовать, иначе он превратится в первый тип лени – прокрастинацию. Для этого нужно знать, в каком количестве отдыха мы нуждаемся. Кроме того, с буддийской точки зрения важно выбирать отдых, который в меньшей степени вредит нашему сознанию, то есть вызывает меньше негативных и беспокойных эмоций. Например, тибетский врач Джигме Гьяцо рекомендует проводить время в кругу семьи и защищать себя от беспокоящих ситуаций и влияний.
Мингьюр Ринпоче советует своим ученикам спорт, в частности бег. Нередко буддийские учителя и врачи говорят о пользе йоги, цигуна и тай-цзы. Занятие физическими упражнениями в том числе помогает справиться со стрессом и добиться более оптимального сотояния ума.