отвлечение

Эта страница пока работает в режиме мозгового штурма и ждёт своего автора. Мы будем благодарны, если вы поделитесь своими соображениями через форму внизу страницы.

Авторские дополнения

#в_медитации:

Автор — Наталья Донская

Отвлекаемость (отвлечение) внимания как непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой присутствует в медитации в той же степени, что и в любой другой деятельности.

Но с наших школьных времен , когда «не отвлекайся!» было мантрой родителей и учителей, отвлечение в медитации, кажется, воспринимается даже более эмоционально, чем отвлечение в производительной деятельности. Хотя именно там это жизнеобеспечивающий навык – попробуй отвлечься в горячем цеху или у работающего станка! А медитировать в нашей культуре мы обычно приходим не из соображений выживания, а по зову души. И вроде бы должны с большей лояльностью относиться к естественному процессу переключения и рассеивания внимания. Но нет.

С точки зрения психологии, существуют два типа отвлечения, внешнее и внутреннее. При внешнем отвлечении наше произвольное внимание, направленное на объект медитации (дыхание, текст мантры, коан, какой-то внешний объект вроде пламени свечи или камня и т.п.) становится непроизвольным, если на нас внезапно начинает воздействовать более сильный раздражитель (стимул). Звук резьбы по металлу или пролетающего самолёта, к примеру, просто за счёт уровня децибелов становится для нас более сильным раздражителем. Недаром места ритритов располагаются в тихих и уединённых природных локациях – меньше внешних отвлечений и больше элементов, создающих возможность тонкой настройки (расширение внимания до различения голосов птиц и насекомых – это очень тонкая настройка).

При внутреннем отвлечении (уходе от объекта медитации в мысли или эмоции) с точки зрения нейрофизиологии происходит возникновение иного очага возбуждения в мозге, более сильного, чем очаг, связанный с объектом медитации. И тогда в очаге, связанном с объектом медитации возникает торможение.

По последним исследованиям (Рик Хансон, Ричард Мендиус «Мозг Будды») самообладание (если рассматривать его как способность продолжать заниматься тем же, чем и раньше (медитировать, к примеру), несмотря на изменение внешних обстоятельств или эмоционального состояния, не связано с торможением лимбической системы за счёт префронтальной коры. То есть, в этом состоянии лимбическая система возбуждена, а отклика на это нет. Мы испытываем всю полноту эмоций, но нас это не беспокоит и не отвлекает. Рискну предположить, что так выглядит нейрофизиология суперпрактиков с тысячами часов медитативного опыта.


Но что происходит с обычными людьми и начинающими практиками?

Чаще всего начинающие практики жалуются именно на отвлечение. «Чешется, ломит, болит, неудобно, долго, скучно, теряю сосредоточенность.» Абсолютно естественные процессы. Внешние и внутренние стимулы в начале могут сильнее нашего сосредоточения.

• Наиболее банальный обычный внешний раздражитель: неудачное время, место, одежда для практики.

Тут всё просто. Чистота, тишина, порядок, несколько рутинных действий, создающих настроение и желание заниматься. Удобная для практики одежда, или ее отсутствие (да, так тоже можно в подобающих обстоятельствах).

А более сложные причины отвлечения? Вот несколько возможных вариантов.

• Сложно сидеть прямо – нет скелетно-мышечной привычки. Отсутствие привычки «просто сидеть и ничего не делать» в течение 10-30 минут.

Есть механизмы, которые с нами органично и обычно присутствуют в жизни как система защит от угроз и душевной боли. С самого раннего детства мы вынуждены защищаться от того, что причиняет нам физическую и душевную боль, и тело сохраняет память об эффективном способе, уменьшившем в какой-то момент наше страдание, или позволившем избежать его.

Втянуть голову в плечи, ожидая удара, закрыть глаза или уши, чтобы не видеть разъярённое лицо любимого человека, не слышать бранных слов в наш адрес. Сжаться к центру или сгорбиться, чтобы защитить чувство любви и собственного достоинства от гнева старших и сильных, их презрения, предательства или холода. Таким образом, из соображений самозащиты формируется привычка НЕ сидеть прямо, или сидеть непрямо. И само «прямосидение» может стать отвлечением из-за непривычного положения и перенапряжения мышц.

Что с этим делать?

1. Формировать мышечную привычку выпрямляться и вытягиваться. Баскетбол, волейбол, растяжки в йоге, плавание, массаж.
2. Обращать внимание в практиках на выпрямленность позвоночника. Сделать позвоночник объектом медитации.
3. Обращать внимание на расслабленность мышц спины. Делать упражнения на расслабление не только мышц спины, но и всего тела.
4. Начинать учиться медитации с практик лёжа, но чтобы не засыпать – с открытыми глазами.
5. Использовать в практиках сидя стену как опору для спины.
6. По таймингу задавать себе вопросы «Где моя макушка?», «Где мои ноги и стопы?». Пока не войдет в рутину отмечание и изменение позы после вопросов.


• Прямосидение как внутреннее отвлечение.

У нас есть память о школе, где «сидеть прямо» напрямую связано с подавлением, подчинением, одинаковостью. Помните эксперимент «Третья волна»? «Сидеть прямо» как проявление силы дисциплины и подчинения – именно с этого начался эксперимент. Или есть память о родительском требовании к осанке, где плохая осанка могла быть поводом к неудовольствию и давать ощущение нелюбви и непринятия. Если такого рода воспоминания имеют сильную эмоциональную заряженность, медитативная поза и слова инструктора станут триггером, запускающим мощную эмоциональную реакцию, способствующую внутреннему отвлечению.

Что с этим делать?

Помимо пунктов 1-6 из предыдущего раздела, запрос на терапевтическую работу с личными границами в части доминирования – подчинения, исследование вопроса о дисциплине, исследование вопроса о семейных паттернах об осанке и эмоциях, с ними связанных.


• Особенности темперамента как биологическая склонность к отвлечению

Темперамент – система врождённая. Поэтому холерики (это люди с короткой фазой возбуждения и короткой же фазой торможения) в силу своих врождённых особенностей от природы демонстрируют быструю врабатываемость и быстрое же отвлечение.

Что с этим делать?

1. Укороченное (по сравнению с предлагаемыми обычно 20-30 минутами) время практики. Засекаем, сколько требуется времени, чтобы «надоесть», практикуем в 2 раза меньше.
2. Практика «минутной» медитации. 5-6 осознанных вдохов и выдохов.
3. Практика удлинения выдохов по отношению ко вдоху. Запускает парасимпатическую систему – торможение всех процессов.
4. Динамическая медитация (при ходьбе, движении).
5. Сопряжённые с медитацией телесные практики – контактная импровизация, аутентичное движение.


• Сложно «ничего не делать»

Здесь к возможно биологической предрасположенности к постоянной смене деятельности добавляется социокультурный аспект. В эпоху многозадачности мозг тут же начинает считать это время «неэффективно потраченным». Задаётся вопросом-укором-восклицанием «А сколько всего я мог бы сделать за это время!»

Что с этим делать?

Помимо пунктов 1-5 предыдущего раздела, терапевтический или коучинговый запрос на работу с ценностями и приоритетами. С расстановкой ценностных акцентов по временным затратам и ответом на вопрос «Медитация – это цель или средство? И если средство, то для чего?»

Пользовательские дополнения

•  Как отвлечься, иллюстированная инструкция

•  Как перестать отвлекаться: 10 способов победить отвлекающие факторы.

•  Про отвлечения в медитации

Добавьте свою информацию

Если вы хотите добавить что-нибудь на эту страницу, устранить неточность на ней или просто оставить комментарий, заполните форму ниже (можно использовать HTML). Ваше дополнение появится после просмотра модератора страницы.

Публичная часть (что появится на странице)

Непубличная часть (комментарий автору, возможно, ваши контактные данные)