смех

Серьёзное разрушается смехом, смех — серьёзным. Аристотель

Автор страницы — Антон Бизяев

Звучание смеха пронизывает жизнь человека от рождения до смерти. Смех связан как с самыми ужасными, так и с возвышенными проявлениями человеческой природы. Смех радости ребенка при виде матери и кривая ухмылка самоедствуюго сарказма. Смех победителя над жертвой и смех слабого как единственное оружие в борьбе с непреодолимым или невыносимым. Смех приносит удовольствие и разрушает на время любые интеллектуальные построения. Потому его так опасаются те, кто хотят загнать человека в определенные рамки. В одних ситуациях мы можем управлять смехом, а в других он управляет нами. Почему мы так ценим его спонтанность? Сталкиваясь с неожиданными ситуациями мы можем испугаться, возмутиться, устыдиться или же позволяем себя рассмеяться. О различных сторонах смеха рассуждают как теоретики-социологи, культурологи, философы, так и практики — психологи, физиологи, психиатры, юмористы и смехотерапевты. На основе четырехлетнего ведения смехотерапевтической практики в форме «йоги смеха» я приобрел необычный опыт взаимодействия со стихией смеха и рад поделиться своими заметками.

Смех и эмоции

Смех взрослого человека — это специфическая форма выражения различных эмоций через телесную и звуковую экспрессию. В обыденном восприятии смех связан с эмоцией удовольствия. Однако, поразмыслив, трудно найти эмоциональную реакцию, которая не могла бы выразиться в смехе. уныние и скука, самоуничижение и вина, возмущение и гнев, защита границ и самоутверждение, унижение других и жестокость, мстительность и злорадство, энтузиазм и довольство, радость и счастье, восторг и восхищение, блаженство и благодарственная молитва — эти эмоции и многие другие можно представить отчасти или в полную силу проявляющимися в различных оттенках смеховой экспрессии. Этот тезис подтверждает разнообразие форм и жанров смеховой культуры. Таких как юмор, черный юмор, специфический юмор социальных групп, гомерический и сардонический смех, сатира, ирония, сарказм, комедия, памфлет, фельетон, фарс, смеховые шоу, стендап, клоунада, карнавализм и т.д.

Смехобиография человека

Смех — одновременно врожденная способность и культурно-обусловленный навык. Как он формируется? Улыбка появляется на лице младенца в первые месяцы от рождения или возможно еще в утробе. В первые годы жизни мы видим смех как признак радостного возбуждения. Его порождают прикосновения, щекотка, игровое взаимодействие, освоение нового, радость контакта и т.д. Согласно последним опытам что-то похожее на смех от щекотки проявляют человекообразные обезьяны (правда смеются они на вдохе) и возможно даже крысы.

Из личного опыта могу утверждать, что на третьем году жизни моя дочь уже сознательно заинтересовалась освоением смеха как одного из явлений окружающего мира. Она время от времени предлагала: «Папа, давай посмеемся!». Ее еще не интересовал интеллектуальный повод для смеха. После освоения произвольного смеха она стала присматриваться к ситуациям, в которых родители смеются. Сначала на лице было написано непонимание. Не очень понятно почему в одних случаях принято сочувствовать поскользнувшемуся человеку, а в других — смеяться над ним? Но ребенок старательно копировал окружающую эмоциональную среду и у него появились зачатки чувства юмора. Позднее к семейному примеру добавятся мультфильмы, детский сад и школа. Будут впитаны национальные, сословные, гендерные и другие культурные стереотипы. Все это сформирует уникальное чувство юмора, с которым и идти по жизни.

Смеховая экспрессия

Смех в теле начинается на уровне дыхания и мимики. Предвестником смеха является улыбка. То есть растяжение уголков рта в стороны и вверх. Через улыбку могут выражаться все человеческие эмоции. Обнажение зубов при улыбке дало основание Фрейду связывать происхождение смеха с сублимацией агрессивной энергии (рычания).

Далее мы слышим характерные клекочущие звуки – собственно смех, гогот, хохот, хихиканье. Выдох разделяется на серию коротких выдохов, каждый из которых прерывается микроспазмом мышц связок. Скорость чередования микроспазмов зависит от темперамента. Отметим кстати, что и оргазм проявляется в теле через спазмирование групп мышц.

Если энергия смеха нарастает и захватывает мышцы тела, то подключаются жесты удовольствия навроде потирания рук, хлопков по коленкам или другим частям тела, туловище может сгибаться вперед, а голова откидываться назад. Дети способны падать от смеха на пол и перекатываться с боку на бок держась за животики. Звучание экстатических стадий смеха и плача почти неотличимы по звуковой и телесной экспрессии. То есть для противоположных по направленности эмоций природа использует одни и те же возможности тела. Разве что при рыданиях выделяется большее количество слёз чем при смехе.

Смех человека индивидуален и восхитителен. Однако если для каких-то формальных целей понадобится оценить качество смеха конкретного индивида, то такими параметрами могут быть долгота, громкость, заливистость (скорость чередования спазмов), мимическая и телесная выразительность.

Физиологические особенности смеха

Уже несколько столетий потребность в смехе связывается с избавлением от излишков нервной энергии. В некоторой ситуации (реальной или воображаемой) нарастает нервное напряжение, а потом ситуация разрешается неожиданным образом. Вместо физической расправы, стыда, гнева или возмущения происходит энергетическая разрядка через общий смех.

Процесс смеха контролируется эволюционно-древней зоной — средним мозгом. Но запускается смех у взрослого человека при взаимодействии с корой головного мозга. Которая может блокировать смех если ситуация оценивается неподходящей. То есть импульс для смеха связан с интеллектуальной деятельностью. Процесс смеха провоцирует в среднем мозге выделение гормонов дофаминовой группы (дофамин, серотонин), что в свою очередь создает ощущение счастья.

Подробности хорошо описаны в заметке Ильи Гайдука «Физиология смеха».

Смехотерапия

Современные формы смехотерапии возникли параллельно в западном мире и в Индии в конце XX века. Оба направления исходят из исцеляющего действия смеха на состояние здоровья. Эту пользу сложно измерить клиническими методами, но на уровне житейского опыта и здравого смысла она очевидна. Смех возвращает человеку гармоничную целостность. Он энергетизирует обессиленных, расслабляет перенапряженных, позволяет остановить внутренний диалог и приводит психику в ресурсное состояние. Хорошее настроение по мнению медиков ускоряет выздоровление и заживление ран. И иногда даже излечивает от неизлечимых диагнозов.

«Западный» вариант смехотерапии возник в 1970е годы и опирается на юмор. Например на просмотр комедий или юмористических шоу. Еще одна специфическая форма — движение «больничных клоунов». Клоуны переходят из цирка в больницы и разрушают драматическую серьезность шутками, игривостью и просто своим присутствием.

Восточная традиция представлена «йогой смеха», которая создана доктором Мадан Катариа в бомбейском парке в 1997ом году на ином принципе. Непросто найти достаточное количество поводов для смеха, которые казались бы смешными большой группе смеющихся и одновременно не оскорбили бы кого-то из присутствующих. Поэтому для запуска смеха используется не юмор, а волевое усилие и телесная имитация смеховой экспрессии. Через несколько минут искусственный смех превращается в естественный. Также отмечено, что для мозга нет разницы между искусственным и естественным смехом. Оба варианта запускают в теле одни и те же гормональные процессы. За двадцать лет йога смеха распространилась по планете тысячами клубов смеха. Также собственные формы смехопрактик создают различные эзотерические движения.

Смех и духовное развитие человечества

Несмотря на неоспоримую жестокость социальных и военных конфликтов XX века социологи утверждают, что уровень насилия в бытовой жизни постепенно снижается. Соответственно и юмор становится более гуманным. Еще несколько столетий назад смешная шутка могла повлечь за собой смерть объекта насмешки. В целом смех как явление христианская церковь рассматривала как порок, ссылаясь например на то, что согласно Евангелиям Христос никогда не смеялся. Иногда и современные философы могут рассуждать на темы смеха «телесного низа» и «интеллектуального верха». Однако постепенно человечество продвигается к принятию целостности тела и психики, и к поискам социально-приемлимых форм самовыражения для каждого человека. Одной из неоднозначных форм гуманизации смеха можно считать политкорректность, которая создает писаные нормы запрещённых объектов смеха.

Предположительно и в смеховой культуре постепенно будет нарастать доля сердечности, открытости и счастья в противовес иронии, сарказму и самоутверждению. На эту тенденцию указывает заявление известного и неоднозначного мистика XX века Ошо о том, что религией будущего будет религия смеха.

На основе опыта в регулярной йоге смеха я составил следующую градацию источников смеховой энергии. В процессе смехового раскрепощения смехойоги постепенно переходят с 1 и 2 уровня на 3 и 4:
1) смех слабости или смех смущения, отчаяния или единственной доступной надежды;
2) смех силы есть смех над различными объектами в целях самоутверждения, защиты границ или нападения;
3) сердечный смех или смех радости и счастья, возникающий из общения с любимыми, из чувств открытости, принятия и единства;
4) произвольный смех ради достижения ритуальных целей, трансовых состояний, раскрепощения, трансформации личности и т.д.

Смех четвертого уровня существует в современной смеховой культуре в зачаточном состоянии. Произвольная смеховая экспрессия встречается в эзотерических практиках, в некоторых протестантских или языческих общинах, в остатках древних карнавальных традиций (колядки, масленица). И иногда может выглядеть пугающе с точки зрения обычного человека.

Добавьте свою информацию

Если вы хотите добавить что-нибудь на эту страницу, устранить неточность на ней или просто оставить комментарий, заполните форму ниже (можно использовать HTML). Ваше дополнение появится после просмотра модератора страницы.

Публичная часть (что появится на странице)

Непубличная часть (комментарий автору, возможно, ваши контактные данные)